На этой страничке собираем творческие материалы, посвящённые Лидии Клемент.
16 июня 2014 исполнилось 50 лет с тех пор, как Певицы нет на земле. Этой печальной дате композиторы Владимир Шульгин и Антон Гладких посвятили песню, которую написали на слова Марины Чекиной.
Юлия Асоргина - "Монолог с Лидией Клемент". (В.Шульгин и А.Гладких - М.Чекина)
В начале 2015-го Владимир Шульгин и Антон Гладких написали ещё одну песню, посвящённую Лидии Клемент. На сей раз автором слов выступил популярный поэт-песенник Евгений Муравьёв.
Алёна Чугунова - "Звезда" (В.Шульгин и А.Гладких - Е.Муравьёв)
Первой ласточкой использования образа Лидии Клемент в художественной литературе стала повесть Антона Тарасова.
В начале 2016-го года дочь Певицы Наталья Борисовна Шафранова получила письмо, фрагмент которого мы публикуем с её разрешения. Думаю, что комментарии к письму излишни.
"Меня зовут Сергей. Я живу в Петербурге, мне 35 лет.
Я музыкант, играю рок и к советской эстраде всегда относился с некоторой иронией – как к профессионалам, играющим выхолощенную конформистскую музыку.
И вот неделю назад я проснулся и испытал очень странные чувства. Я открыл глаза и понял, что поражен наповал в самое сердце.
Я не слышал и имени такого – Лидия Клемент. Я понимал, что это музыка 60-х, но она всегда была для меня лишь фоном: просто приятный саундтрек десятилетия.
Как Глен Миллер для Америки 40-х или "Комедиан Хармонист" 20-30-х для Германии.
Но никто и никогда так не задевал меня по настоящему, ни Пьеха, ни Миансарова, ни Герман.
Я вбил в поисковик "Лидия Клемент", и первое что мне попалось - "Звезды в кондукторской сумке". Было утро. Солнце заливало комнату. И за окном, и вокруг меня не было ни души. Только музыка и голос, выворачивающий душу на изнанку. Было ощущение полной нереальности происходящего. Я стоял и плакал...
Это потом я переслушал и пересмотрел все то немногое, что Лидия успела записать и, конечно же, не мог не влюбиться в этого потрясающего человека.
Я не хочу оценивать профессиональные аспекты ее творчества, меру и величину ее таланта. Я сужу лишь по мере воздействия песни на мою душу.
Для меня песни Лидии Клемент - это любовь. Чистый ясный свет, который вдруг загорается в моем сердце. Мне иногда кажется, что ее песням не нужны были даже слова. Она могла бы с таким же успехом петь на суахили, и это было бы все равно чудо...
Она могла петь хоть про ткачих, хоть про подъездную лесенку... Это все равно завораживает! Ну, а как Лидия Клемент пела о любви - выше всяких слов. Она и была той самой любовью. Тем светом, что есть в каждом, да только мы его не замечаем.
Моя 12-летняя дочка закачала себе в плеер песни Лидии Клемент. И сделала это без какого-либо давления со стороны родителей. Значит, нравится. Значит песни настоящие... А все настоящее не умирает, хотя может и не быть популярным."
В сентябре 2018-го Наталья Борисовна Шафранова обнаружила в бабушкином архиве газету ЛЭТИ - "Электрик", 1966-го года, со стихотворным посвящением Лидии Ричардовне.